Областная Целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007-2010 годыУтверждена Областным законом от 08.10.07 № 782-ЗС, с 1 января 2009 года - постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.08 № 604, в редакции постановлений от 10.04.09 № 164, от 09.12.09 № 653. Раздел 1. Паспорт областной целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 – 2010 годы Наименование Программы: Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 – 2010 годы (далее – Программа)
Разработчик Программы: комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области
Основные задачи Программы: 1. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса Ростовской области за счет собственных ресурсов, в том числе:
2. Обеспечение рационального водопользования на территории Ростовской области, в том числе:
3. Обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области, в том числе:
4. Сохранение биологического разнообразия и природных комплексов Ростовской области, в том числе:
5. Обеспечение сохранения лесов в Ростовской области, их охраны и защиты, многоцелевого, рационального, непрерывного использования и воспроизводства. 6. Проведение агролесомелиорации с целью повышения биоклиматического потенциала земель в Ростовской области, улучшения условий для устойчивого земледелия, повышения бонитета почв, улучшения гидротермического режима, сокращения поверхностного стока, увеличения поглощения углекислого и других газов, оптимизации процессов почвообразования, увеличения водности рек и водоемов, создания условий для сохранения биологического разнообразия. 7. Организация системы экологического образования и информирования населения о состоянии окружающей среды, формирование экологической культуры, в том числе:
Сроки реализации Программы: 2007 – 2010 годы 1. Подпрограмма развития и использования минерально-сырьевой базы. 2. Подпрограмма по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях Ростовской области. 3. Подпрограмма в области охраны окружающей среды, включающая разделы:
Исполнители Программы:
Объемы и источники финансирования Программы: общий объем финансирования Программы составляет 1 668 235,4 тыс. рублей, из них:
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Система организации контроля за исполнением Программы: контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация Ростовской области В условиях реформирования экономики и наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в Ростовской области остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды – высоким. В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Ростовской области. Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биоразнообразия, защиту территорий и населения Ростовской области от вредного воздействия вод, оздоровление экологической обстановки на водных объектах, повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов. Определение мероприятий Программы основано на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы. В последние годы одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха. Проводимый государственным учреждением «Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в ряде городов мониторинг состояния атмосферного воздуха показывает, что в течение длительного времени качество атмосферного воздуха не соответствует установленным гигиеническим нормативам, г. Ростов-на-Дону постоянно находится в списке городов России с высоким индексом загрязнения атмосферного воздуха. Периодически в этот список включаются города Новочеркасск, Волгодонск, Азов. Среднегодовые концентрации целого ряда загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в этих и других крупных промышленных центрах позволяют отнести их к факторам повышенного экологического риска для здоровья населения. Основными веществами, определяющими высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, являются оксид и диоксид азота, формальдегид, бенз(а)пирен, оксид углерода и твердые взвешенные частицы. Согласно статистическим данным ежегодно в атмосферу поступает более 750 тыс. тонн загрязняющих веществ. По объему выбросов в атмосферный воздух загрязняющие вещества распределяются следующим образом: оксид углерода – 64,1, оксиды азота – 13,2, углеводороды – 12,6, оксид серы – 6,3, твердые взвешенные частицы – 3,7, прочие загрязняющие вещества – 0,1 процента. Такое распределение загрязняющих веществ соответствует реальному распределению валовых выбросов по секторам экономики. Выбросы автотранспорта составляют более 80 процентов общего объема выбросов, а в крупных городах, за исключением г. Новочеркасска, достигают 90 – 95 процентов общего объема выбросов. Автотранспорт является доминирующим поставщиком в атмосферный воздух оксида углерода, углеводородов, бенз(а)пирена, формальдегида и частично оксидов азота. При этом следует отметить, что удельные нормативы выбросов автомобильного транспорта в России значительно превышают нормы, действующие в настоящее время в европейских странах. Вторым по мощности поставщиком загрязняющих веществ в атмосферный воздух является топливно-энергетический комплекс, на долю которого приходится около 12 процентов общего объема выбросов. Далее следуют предприятия машиностроения, пищевой промышленности и строительной индустрии. Среди предприятий энергетики основными загрязнителями атмосферного воздуха являются: ОАО «Новочеркасская ГРЭС», ОАО «Экспериментальная ТЭС», Волгодонская ТЭЦ-2, Ростовская ТЭЦ-2, МУП «Тепловые сети г. Шахты», МУП «Коммунальные и тепловые сети г. Гуково», Ростовские теплосети. От этих предприятий в атмосферу в основном поступают оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода, зола. К основным загрязнителям атмосферного воздуха среди промышленных предприятий относятся ОАО «Таганрогский металлургический завод», ОАО «Новочеркасский электродный завод», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ОАО «Руда», ОАО «Миллеровский маслоэкстракционный завод». Предприятия, эксплуатирующие магистральные газопроводы, загрязняют атмосферный воздух оксидом углерода и углеводородами. Заиление русел малых рек в Ростовской области, наличие на них большого количества неинженерных сооружений, зарастание русел древесной растительностью приводят к деградации водных ресурсов, невозможности использования их в качестве источников водоснабжения и мест нереста рыб, а также к невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод, и, как следствие, затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов. 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов. Разрушение берегов в результате абразионных процессов, вызванных природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Указанные процессы формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водоемов. На территории Ростовской области расположено около 2100 напорных гидротехнических сооружений (далее – ГТС), из них 25 плотин водохранилищ с емкостью более 5 млн. куб. м, 139 гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. На многих сооружениях отсутствуют службы эксплуатации. При разработке региональной программы обеспечения безопасности ГТС выявлено 156 бесхозяйных сооружений. Анализ ситуации показывает, что за последние 20 лет уровень технической безопасности ГТС существенно снизился, что чревато возникновением чрезвычайных ситуаций со значительным материальным ущербом и потерями человеческих жизней. В настоящее время на территории Ростовской области наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется территориальными органами различных федеральных министерств и ведомств. Характерным признаком этой деятельности является ведомственная разобщенность, недостаточная техническая оснащенность большинства лабораторий и пунктов наблюдения, низкая эффективность процедур обработки и обмена информацией. Таким образом, при наличии ряда организаций, выполняющих работы по наблюдению за различными средами, органы исполнительной власти Ростовской области практически не имеют полной картины о состоянии окружающей среды. Принятие же экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, невозможно без оценки реального состояния окружающей среды, полученного на основании мониторинговых наблюдений. Одной из серьезных экологических проблем в Ростовской области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов. Большинство полигонов и свалок, куда вывозятся твердые отходы, не отвечает современным экологическим требованиям. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха. Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации промышленных отходов, ртутьсодержащих и резинотехнических отходов, иловых осадков очистных сооружений, отработанных нефтепродуктов. Эта проблема приобретает особенную остроту из-за отсутствия на территории Ростовской области действующих специальных полигонов промышленных отходов или установок (производств) по их утилизации (уничтожению). С развитием системы оказания медицинской помощи населению Ростовской области и внедрением новых методов лечения растут объем и количество одноразовых изделий медицинского назначения. При этом появляется все больше опасных и чрезвычайно опасных медицинских отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях, а также усложняется структура этих отходов. В силу своей реакционной способности и уровня инфицированности они представляют как непосредственную, так и потенциальную опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды. Жизненно необходимым условием существования человека является сохранение и приумножение лесов. Ростовская область относится к малолесным территориям России, ее лесистость составляет 2,5 процента. Площадь лесного фонда составляет всего 362 тыс. га, в том числе покрытые лесом земли – 243,2 тыс. га, земли фонда лесовосстановления – 25 тыс. га и нелесные земли – 84,7 тыс. га. Все леса в Ростовской области относятся к экологической системе – защитным лесам, которые подлежат освоению только в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Использование лесов возможно при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. На территории Ростовской области в настоящее время существуют следующие особо охраняемые природные территории: государственный природный заповедник «Ростовский» (9,5 тыс. га), государственный степной заказник «Цимлянский» (48 тыс. га), природный парк «Донской» (44 тыс. га), 70 памятников природы областного значения (20 тыс. га), водно-болотные угодья международного значения (388,7 тыс. га). Общая площадь территорий природно-заповедного фонда Ростовской области составляет 510,2 тыс. га или 2,3 процента площади Ростовской области. Этот показатель по России составляет 9,8 процента от общей площади суши, в Южном федеральном округе – 12 процентов. По рекомендациям международного союза охраны природы (МСОП) площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов (признак цивилизованности региона). Особо охраняемые природные территории – природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере обеспечить должную охрану и функционирование уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере. Редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны на территории Ростовской области признаны 579 видов, в том числе 252 вида животных и 327 видов растений и грибов. Постановлением Администрации Ростовской области от 05.08.2003 № 358 «О Красной книге Ростовской области» утверждено Положение о порядке ее ведения. Для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений необходимо проводить комплекс мероприятий по их учету, мониторингу и восстановлению среды обитания, восстановлению численности популяций. Формирование экологической культуры жителей Ростовской области, повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении. Наблюдаемый в последние годы рост промышленного производства и особенно увеличение объемов жилищного и промышленного строительства привели к повышению спроса на местное минеральное сырье для строительной индустрии. При этом в использование вовлекаются ранее не востребованные промышленностью виды сырья или расширяется спектр применения традиционных для Ростовской области видов полезных ископаемых. Прогрессирующее увеличение объемов извлечения минеральных ресурсов не должно сопровождаться их истощением, приводить к деградации природных ландшафтов. Обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует создания надежной информационной базы о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области. Несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков обуславливает необходимость активного использования месторождений подземных пресных вод, более защищенных от антропогенного воздействия. Одной из основных причин, сдерживающих увеличение роли подземных вод в водоснабжении населения, является отсутствие разведанных запасов воды питьевого качества в районах, испытывающих дефицит поверхностных водных ресурсов. Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с затратностью большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом. Раздел 3. Цели, задачи и сроки реализации программы Целями Программы являются:
Задачами Программы являются: 1) обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса Ростовской области за счет собственных ресурсов, в том числе:
2) обеспечение рационального водопользования на территории Ростовской области, в том числе:
3) обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области, в том числе:
4) сохранение биологического разнообразия и природных комплексов Ростовской области, в том числе:
5) обеспечение сохранения лесов в Ростовской области, их охраны и защиты, многоцелевого, рационального, непрерывного использования и воспроизводства; 6) проведение агролесомелиорации с целью повышения биоклиматического потенциала земель в Ростовской области, улучшения условий для устойчивого земледелия, повышения бонитета почв, улучшения гидротермического режима, сокращения поверхностного стока, увеличения поглощения углекислого и других газов, оптимизации процессов почвообразования, увеличения водности рек и водоемов, создания условий для сохранения биологического разнообразия; 7) организация системы экологического образования и информирования населения о состоянии окружающей среды, формирование экологической культуры, в том числе:
Реализация Программы предусмотрена на период с 2007 по 2010 годы включительно. Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств. Общий объем финансирования Программы в 2007 – 2010 годах составляет 1 668 235,4 тыс. рублей, из них: областной бюджет – 742 827,7 тыс. рублей; Объемы бюджетных средств носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при составлении и рассмотрении проектов соответствующих бюджетов. Раздел 5. Механизм реализации программы Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых в установленном порядке государственным (муниципальным) заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется через государственных заказчиков в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год. При изменении объемов финансирования, предусмотренных Программой, государственные заказчики уточняют объемы финансирования за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов, готовят предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы и сроки их исполнения. Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных мероприятий Программы, проектов договоров, заключаемых государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, перечня работ по подготовке и реализации мероприятий Программы конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования. На реализацию мероприятий по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений подпрограммы по использованию и охране водных объектов или их частей, находящихся на территориях Ростовской области, выделяются средства Фонда софинансирования расходов областного бюджета в виде субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений (софинансирование средств федерального бюджета). Методика расчета и условия предоставления субсидий из Фонда софинансирования расходов областного бюджета бюджетам муниципальных образований на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений приведены в приложении № 2 к Программе (см. источник). Раздел 6. Организация управления и контроль за ходом реализации программы Управление Программой осуществляется комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области. Государственные заказчики Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий Программы, эффективное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы. Исполнители Программы представляют отчеты о ходе реализации программных мероприятий в комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области до 1 марта года, следующего за отчетным календарным годом. Отчет о реализации Программы в соответствующем году должен содержать:
Раздел 7. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено:
Раздел 8. Перечень мероприятий программы 1. Подпрограмма развития и использования минерально-сырьевой базы включает в себя следующие направления: поисковые и оценочные работы на нерудные полезные ископаемые, предусматривающие мероприятия по геологическому изучению, оценке и переоценке месторождений нерудных полезных ископаемых, включение в результате проведенных работ в государственный баланс новых месторождений полезных ископаемых; запланированные мероприятия позволят создать условия для развития семи горнодобывающих предприятий нетрадиционного дефицитного для Ростовской области сырья, что в свою очередь приведет к развитию промышленности стройматериалов; поисковые и оценочные работы на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Ростовской области и переоценка запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Ростовской области, предусматривающие мероприятия по подготовке месторождений подземных вод к хозяйственному использованию. Решение этой задачи означает обеспечение потребности в водных ресурсах населения, промышленности, сельского хозяйства, а также снижение дефицита водных ресурсов по территориям, испытывающим недостаток в ресурсах поверхностных вод и не располагающих ресурсной базой для организации водоснабжения за счет подземных источников; информационное обеспечение управления фондом недр, предусматривающее мероприятия по созданию новых информационных ресурсов и повышению эффективности использования имеющихся, с целью получения комплексной геологической информации о структуре недр, содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии и возможностях безопасного использования, необходимой для обоснования прогнозных ресурсов всех видов полезных ископаемых, решения проблем развития минерально-сырьевой базы, информационного обеспечения экологических и других аспектов хозяйственной деятельности на территории Ростовской области. 2. Подпрограмма по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях Ростовской области, включает в себя два основных направления: мероприятия по защите территорий и населения Ростовской области от вредного воздействия вод, предусматривающие: мероприятия по расчистке русел рек с целью повышения водности, пропускной способности рек, предотвращения подтоплений в результате осложнения паводковой обстановки; мероприятия по расчистке устьевых участков рек с целью восстановления условий для воспроизводства биоресурсов; мероприятия по реконструкции и ремонту гидротехнических сооружений с целью повышения защищенности населения, проживающего в зонах влияния возможных чрезвычайных ситуаций; мероприятия по берегоукреплению; мероприятия по разработке проектно-сметной документации. Выполнение указанных мероприятий позволит предотвратить возможный ущерб от негативного воздействия вод, снизить бюджетные расходы на его возмещение; мероприятия по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах Ростовской области, предусматривающие мероприятия по реализации «Целевой экологической программы оздоровления водного бассейна реки Темерник – 2-й пусковой комплекс. Расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС «Северная», которые позволят продолжить комплекс работ по р. Темерник с целью создания благоприятных экологических условий для жителей г. Ростова-на-Дону. 3. Подпрограмма по охране окружающей среды включает в себя следующие разделы: 1) раздел «Обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области», включающий в себя мероприятия: по охране атмосферного воздуха, в том числе мероприятия по внедрению новых систем улавливания загрязняющих веществ и реконструкции существующих систем, которые позволят существенно снизить поступление загрязняющих веществ от промышленных предприятий в атмосферный воздух населенных пунктов области; по обращению с отходами производства и потребления, в том числе мероприятия по строительству объектов размещения отходов, внедрению новых технологий утилизации отходов, обеспечению функционирования соответствующих систем учета, которые позволят снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду; по разработке и ведению информационной системы учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, которые позволят обеспечить эффективное планирование деятельности органов государственной власти Ростовской области по охране окружающей среды; по осуществлению мониторинга состояния окружающей среды, в том числе мероприятия по развитию системы экологического мониторинга, наблюдательных сетей и лабораторного обеспечения, которые позволят увеличить объемы наблюдений, расширить перечень наблюдаемых параметров, ввести новые программы наблюдений, территориально расширить наблюдательную сеть; 2) раздел «Сохранение биологического разнообразия и природных комплексов Ростовской области», включающий в себя мероприятия: по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий, которые позволят улучшить среду обитания объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Ростовской области; по ведению Красной книги Ростовской области, которые позволят увеличить количество «краснокнижных» видов растений, произрастающих в «живом генетическом банке»; 3) раздел «Охрана, защита и воспроизводство лесов Ростовской области», включающий в себя мероприятия по сохранению существующих лесных насаждений, созданию новых лесных насаждений, которые позволят создать благоприятные условия для жизни и отдыха жителей области, обеспечить защиту природных комплексов и создание условий для сохранения биологического разнообразия; 4) раздел «Агролесомелиорация», включающий в себя мероприятия, направленные на создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения и способствующие повышению биоклиматического потенциала земель, улучшению условий для устойчивого земледелия; 5) раздел «Экологическое образование, формирование экологической культуры населения», включающий в себя мероприятия по изданию материалов природоохранного содержания, по обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды, по развитию детского и юношеского экологического движения, которые позволят продолжить работу по формированию у населения экологического сознания и экологической культуры. Страниц: 1
|
|